Изобразительное искусство Республики Коми

Изобразительное искусство Республики Коми

Постоянная экспозиция 

Глубиной замысла, значительностью содержания и завершенностью художественной формы отмечены произведения Рема Николаевича Ермолина - мастера сюжетно-тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Яркой страницей в творчестве художника стала многолетняя работа в старинном селе Усть-Цильма. Самобытный уклад этого заповедного уголка Русского Севера, типы и характеры его жителей, удивительная по красоте природа легли в основу многожанрового Печорского цикла, центральное полотно которого «Усть-Цилемская горка» в 1975 году было удостоено диплома Академии художеств СССР. Его кисти принадлежит и ряд портретов усть-цилемов, в которых человек, как правило, представлен в гармоничном единении с окружающей средой: пейзажем в картине «Дядя Паша» (1972) или интерьером в картине «Усть-Цилемка. Клава Булыгина» (1974). Эмоциональный, психологически сложный портрет – жанр, к которому обращались многие художники республики. В экспозиции представлены работы живописцев Бориса Борисовича Лейфера и Геннадия Александровича Дмитриева. Это композиционные портреты людей, оставивших значимый след в коми культуре – художника Сергея Добрякова (1978) и поэта Александра Алшутова (1991). Лидирующее положение занимал портрет в многогранном творчестве Энгельса Васильевича Козлова. Привлекающие значительностью образов, одни работы носят официальный характер, другие решены в жанровом ключе, более камерны по тональности. Так, представленный в экспозиции «Портрет кандидата исторических наук Л.Н. Жеребцова» (1975) с необыкновенной точностью передаёт как индивидуальные черты, так и живой характер учёного.

Экспозицию другого зала открывают полотна старшего поколения художников-фронтовиков С.А. Добрякова и П.И. Семячкова, которым Великая Отечественная война помешала получить профессиональное художественное образование. Однако природная одарённость и исключительное трудолюбие в скором времени позволили им достичь необходимого мастерства и занять ведущие позиции в творческом коллективе. Пример тому экспонируемые работы Добрякова «Коми охотники» (1963), «Встречающие» (1977), «Знак оленевода» (1982) и Семячкова «На Печоре» (1967). Пейзажной живописью представлен А.Н. Безумов, известный как автор панорамных пейзажных картин, воспроизводящих Вычегодскую природу, так и камерных по звучанию полотен с введённым в композицию жанровым мотивом - «Заречье. Ноябрь» (1965). Повседневную жизнь людей в нерасторжимом единстве с природой показывает в своих поэтических полотнах А.В. Кочев. Его картина «Светлый берег» (1969) отражает ласковую привязанность художника к своему краю. Главным героем творчества С.А. Торлопова стал геолог - первооткрыватель Крайнего Севера. Суровый облик Севера и покоряющие его мужественные люди показаны в полотнах «В истоках Ниедзь-Ю» (1967), «Белое утро» (1967), «Суровый Вангыр» (1970). В экспозиционный ряд включены произведения художников – скульпторов. Один из родоначальников этого вида искусства в Республике Коми Ю.Г. Борисов представлен станковой монументальной композицией «Зарни Ань» (1969) и жизненно правдивыми портретами известных мастеров графики В.В. Полякова и П.М. Безносова. К серии портретов людей творческой профессии принадлежит и работа В.А. Безумова, запечатлевшего художника-живописца С.А. Добрякова.

  • 0

Популярное